суббота, 18 июля 2015 г.

Кто формирует школьный литературный канон?

23-27 июня в МГУ им М.В. Ломоносова прошла XVIII Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа для учителей русского языка и литературы. Главной темой дня стала национальная классика в школе, борьба за литературный канон в России 2000-х годов. В рамках круглого стола, посвященному этому актуальному вопросу, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» Светлана Игоревна Красовская рассказала о важной роли учителя и учебника литературы в формировании школьного канона, а также о том, почему современная литература должна быть его неотъемлемой частью. Мы попросили Светлану Игоревну подробно рассказать об активной роли учителей в современном образовательном процессе и его реформировании.
Учитель может быть не только хранителем школьного литературного канона, но и его творцом. Так было всегда, с этого, собственно, и началась история отечественного школьного литературного канона. Первое учебное пособие по словесности, которое сегодня мы бы назвали хрестоматией, было составлено и издано в 1812 году учителем русского языка Николаем Ивановичем Гречем. Примечательно, что он использовал не только прецедентные тексты, уже прочно обосновавшиеся в поэтических антологиях того времени, но и совсем свежие художественные произведения современных ему авторов. Опыт создания хрестоматии учителем не был единичным. Школьный литературный канон, позднее закрепившийся в официальных государственных программах, подготовленных соответствующим министерством, в основе своей сложился в реальной практике преподавания.
Очевидно, сегодня уроки истории как нельзя кстати. Роль учителя сегодня – это роль активного субъекта образовательного процесса. Об этом свидетельствуют широкие профессиональные дискуссии вокруг Концепции филологического образования, Примерных программ основного образования.
В ряду прочих вопросов, широко обсуждается проблема школьного литературного канона как мощного инструмента воспитания, формирования национальной идентичности, а вместе с ней и проблема учебника по литературе. Что из классики является непоколебимым фундаментом канона? Должна ли в школе изучаться современная литература и зачем? В каком объеме и соотношении должны изучаться классическая и современная литература? Вариативность содержания программы – зло или благо? Для кого? Кто или что определяет выбор того или иного текста для изучения?
Литературный канон обязан быть; он существует всегда и является одним из оснований для формирования национальной идентичности, но при этом он живой, не застывший, как можно подумать, а исторически меняющийся. Притом, что ядро его и объём в целом остаётся неизменным, на периферии предполагается постоянная ротация текстов, обусловливающая его обновление и развитие. Поэтому в современном учебнике по литературе обязательно должны присутствовать современные художественные тексты – какие-то из них (таких, как правило, единицы) впоследствии войдут в ядро канона и останутся в нём, другие – уйдут, сменившись новыми, более актуальными, более совершенными, талантливыми. Ими канон прирастает. Это – зелёная ветвь канона. Поэтому и учебники должны быть во множественном числе и время от времени обновляться. Такова диалектика, законам которой подчиняется всё живое и живущее. А если спуститься с поэтических и философских небес на землю и попытаться найти аргументы здесь, то главным из них будет необходимость разговаривать с подрастающим поколением не только языком прекрасной древности, но и языком становящейся неготовой современности.
За подтверждением этих незатейливых мыслей далеко ходить не надо, оно – в недавнем историческом опыте. Когда в начале XIX века только-только формировалось представление об учебном пособии по словесности, о хрестоматии по литературе, задача его виделась авторами-составителями, в том числе, и в том, чтобы дать читателям лучшие образцы современного языка. И поэтому ротация авторов и их текстов в хрестоматиях XIX века была достаточно большой, пожалуй, даже больше и быстрее (бывали разные периоды, но, в целом – так), нежели в нашем стремительном XX и XXI веке. Это происходило потому, что составители хрестоматий четко понимали, что ученики должны получать не только образцы старого слога, классического литературного языка (в XIX веке они ориентировались на XVIII век – на язык В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина), но и современного литературного языка. Точно так же должно происходить и сейчас. Притом, что мы должны сохранять ядро, основу школьного литературного канона, необходимо давать школьникам и образцы современного русского литературного языка, которые можно найти в современной литературе. Не говоря уже о том, что мотивация школьников к чтению, в том числе классических текстов, очень часто начинается с приобщения их к литературе, близкой им по реалиям, возрасту, психологии. Воздух классики – это разреженный воздух гор. Им нужно научиться дышать, и опыт этот даётся ценой медленного и постепенного восхождения от привычного смешенного непрозрачного воздуха современности к прозрачной ясности прошлого. Незаменимый проводник на этом маршруте – учитель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий