воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Во Владимире обсудят концепцию олимпиадного движения для учителей-словесников

8–9 декабря 2016 года во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) будет проходить Всероссийский очный семинар по обсуждению Концепции олимпиадного движения для учителей, преподавателей в области русского языка и литературы.
Каждый год педагоги готовят своих учеников к участию в конкурсах, олимпиадах, ломают голову над сложными заданиями. Как часто можно услышать их комментарии: «хорошее задание», «очень интересное задание» или «это для них трудно, я сама еле разобралась». Вроде бы примеряют задания на учеников, а на самом деле – на себя.
Для школьников в России действуют две взаимодополняющие системы олимпиадного движения: Всероссийская олимпиада школьников по 21 общеобразовательному предмету и олимпиада школьников под эгидой Совета олимпиад школьников. Ежегодно участниками школьного этапа становится более 6 миллионов учеников.
В то же время олимпиадного движения для учителей пока не организовано. Конечно, для педагогов есть заслуживший всеобщее признание конкурс «Учитель года», но он не учитывает специфики предметной сферы, основная его цель – выявление талантливых, творчески работающих учителей.
Кроме того, практически во всех субъектах РФ, в странах ближнего и дальнего зарубежья проводятся конкурсы для преподавателей истории, словесности, математики и других школьных дисциплин, но содержательная и организационная сторона их проведения не унифицирована. Одному учителю администрация школы создает условия для участия в олимпиаде, а другому – приходится преодолевать препоны. Иные учителя отправляются на конкурсах в «добровольно-принудительном» порядке: администрация школы «заставляет», «портфолио к аттестации на квалификационную категорию нужно собрать». Иногда сама идея соревновательности профанируется: на просторах Интернета существует множество сайтов, где учителя гарантированно получают дипломы и сертификаты, подтверждающие их «профессионализм». А как можно доверить свою репутацию организаторам конкурса, разместившим на сайте инструкцию с ошибками: «Более подробная информация по каждому сертификату находиться в разделах данного сайта /…/ здесь также можно будет добавить понравившейся сертификат в корзину, далее следуя инструкциям оплатить»... А ведь олимпиады и конкурсы – это возможность продолжить самообразование, обсудить спорные случаи с коллегами и экспертами, профессионально вырасти, поделиться опытом. 
Отсутствие системного подхода в проведении предметных олимпиад для преподавателей является самой большой проблемой. Очевидно, что централизация при проведении олимпиад нужна главным образом для унификации критериев и требований и к участникам, и к заданиям, и к составу жюри, и к оценке.
Министерство образования РФ начало реализацию проекта «Разработка концептуальных подходов к проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей и преподавателей в области русского языка и литературы» с целью создать олимпиадное движение. Это позволит обеспечить равные возможности для совершенствования профессиональных компетенций, создать благоприятные условия для непрерывного развития и дальнейшего раскрытия научно-исследовательского, методического и творческого потенциала преподавателей в образовательных организациях.
К разработке концепции олимпиадного движения привлечен коллектив филологов, педагогов и психологов Педагогического института Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.  Ими уже проделана большая работа: на основе специально созданной методики подготовлен мониторинг успешных практик организации олимпиад и конкурсов для преподавателей словесности в субъектах РФ, определены проблемные зоны, сформулированы предложения по устранению выявленных проблем.
Вопросы, связанные с организацией олимпиадного движения, будут вынесены на общественное обсуждение в формате очного всероссийского семинара, который пройдет 8–9 декабря 2016 года во Владимирском государственном университете имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. В дискуссии примут участие представители органов управления образованием из всех субъектов РФ и ученые ведущих вузов России. Итогом семинара станет создание концепции и методических рекомендаций для субъектов РФ по организации олимпиадного движения для учителей-словесников.
Олимпиадное движение призвано не замещать, а дополнять уже существующий конкурс «Учитель года». Реализовать концепцию олимпиадного движения можно будет только в том случае, если департаменты образования, управления образованием, институты повышения квалификации, методические центры, высшие и средние учебные заведения всех субъектов РФ будут работать вместе, если будут созданы и претворены в жизнь региональные целевые программы «Русский язык», если конкурсные мероприятия будут проводиться систематически.
Семинар проводится по заданию Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ на выполнение работ по проекту «Разработка концептуальных подходов проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей, преподавателей в области русского языка и литературы», реализуемому в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.
Семинар будет проходить по адресу: г. Владимир, ул. Горького, д. 87 (пленарное заседание проводится 8 декабря с 11.00, ауд. 335). Программа семинара высылается участникам 6 декабря 2016 г.


Для участия в семинаре необходимо связаться с Оргкомитетом. Контактный телефон: 
8 (4922) 33-73-02 (Крутова Лидия Владимировна).

2 комментария:

  1. Дорогая Лилия Викторовна, благодарим Вас за размещение информации о готовящейся концепции олимпиадного движения для учителей! 8-9 декабря состоялся семинар по обсуждению Концепции. Будем рады поделиться в Вашем блоге его результатами!

    ОтветитьУдалить
  2. По заданию Министерства образования и науки РФ подготовлена Концепция олимпиадного движения для учителей-словесников
    8-9 декабря 2016 года во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых прошел Всероссийский очный семинар по обсуждению Концепции олимпиадного движения для учителей, преподавателей русского языка и литературы. Разработчиком Концепции выступил коллектив филологов, педагогов и психологов Владимирского государственного университета по заданию Министерства образования РФ.
    В семинаре приняли участие более 300 человек: представители органов управления образованием субъектов РФ, ученые ведущих вузов России, учителя-словесники, руководители и методисты институтов развития образования из Москвы, Владимира, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иванова, Калуги, Костромы, Томска, Пскова, Перми, а также будущие учителя – студенты.
    Для подготовки Концепции были проанализированы открытые источники – сайты, порталы, содержащие информацию об олимпиадах и конкурсах для учителей-словесников. По всей стране шел мониторинг, в ходе которого были собраны сведения о практике проведения олимпиад и существующих проблемах в их реализации. Наиболее активны были Архангельская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Томская, Тульская области, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО, Республика Карелия.
    Коллектив разработчиков Концепции интересовали вопросы, связанные с правовым и материально-техническим обеспечением олимпиад для учителей русского языка и литературы, с квалификацией оргкомитета и жюри, количеством участников, методическим обеспечением олимпиад, наличием отзывов о практике проведения олимпиад, доступностью участия, методическим сопровождением участников олимпиад, способами формирования мотивации у учителей для участия в олимпиадах и конкурсах.
    Данные анализа позволили сформировать целостное представление об опыте реализации олимпиадного движения для учителей русского языка и литературы в РФ, раскрыть содержание понятия «олимпиадное движение», выработать собственные концептуальные подходы к реализации олимпиадного движения для учителей-словесников, выявить отличительные признаки в опыте проведения олимпиад и конкурсов и определить основные проблемные зоны в организации олимпиадного движения в РФ. К числу проблем относятся отсутствие системности в проведении конкурсных мероприятий для учителей, невысокая вовлеченность молодых специалистов в участие в профессиональных конкурсах, недостаточность методической помощи и наставничества в современной школе, отсутствие трансляции опыта учителя по окончании конкурсов, несистемное сотрудничество вузов и институтов развития образования в проведении конкурсов для педагогов и некоторые другие.
    Успешные практики организации олимпиад и конкурсов для преподавателей словесности в субъектах РФ и проблемы правового, материального, мотивационного, содержательного характера в их реализации и обсуждались на Семинаре, в рамках которого прошли пленарные заседания, секционные заседания и круглые столы. В ходе Семинара была обсуждена и принята Концепция олимпиадного движения для учителей, преподавателей русского языка и литературы, уточнены предложения по устранению проблем, выявленных в ходе анализа открытых источников и мониторинга, дополнена программа повышения квалификации педагогических работников по вопросам подготовки и участия в олимпиадном движении учителей, преподавателей в области русского языка и литературы.

    Концепция Олимпиадного движения, призванного дополнять конкурс «Учитель года», согласована с содержанием и организацией образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы и соответствует основным принципам государственной политики государства в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ».

    ОтветитьУдалить