Олимпиады



2018-2019 учебный год

Начинающим литературоведам полезно знакомиться не только с художественной литературой. Чтение критических, научных и аналитических статей, записей лекций и даже фрагментов из некоторых монографий очень помогает в формировании собственного стиля и вкуса в создании текстов. Это могут быть и классические труды, и современные интерпретации.

Ссылки на классические труды, необходимые юному филологу:

Участнику филологических олимпиад, помимо знания художественных текстов, полезно ознакомиться с основными трудами отечественных филологов. Многие из предлагаемых работ написаны специально для школьников или студентов-первокурсников; они отличаются внятностью изложения и доступным языком. Предлагаемые ниже ссылки на статьи, книги и интернет-ресурсы ориентированы главным образом на учащихся 8-11 классов:


Учебные пособия

1.     Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др. Поэзия. – Учебник. М., 2016.
2.     В. С. Баевский, «История русской поэзии: 1730-1980». М., 1994;
3.     Н. А. Николина, «Филологический анализ текста», М., 2003. 
4.     Б. В. Томашевский, «Поэтика. Теория литературы», М., 1999;
5.     О. И. Федотов, «Основы теории литературы», - в 2 частях. - М., 2003.
6.     В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова, «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». Учебное пособие для 10-11 классов. М., 2006;
7.     «Энциклопедический словарь юного литературоведа», Сост. В.И.Новиков. М., 1988;
8. И. Н. Сухих, "Структура и смысл: Теория литературы для всех", СПб, 2016. 
по поэтике и анализу текста:
1.     Статьи М. Л. Гаспарова по анализу текста, особенно первая из цикла: «"СНОВА ТУЧИ НАДО МНОЮ...": Методика анализа» (Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 9-20);
2.     Е. Г. Эткинд, «Разговор о стихах», М., 1970;
3.     Д. С. Лихачев, «Внутренний мир художественного произведения», Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87;
4.     Ю. М. Лотман, «Анализ поэтического текста», СПб, 1996;
5.     В. Б. Шкловский, «Искусство как приём».- в его кн.: «Теория прозы». М., 1925.
6.     Б.М.Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель» Гоголя», - в его кн.: Литература: Теория. Критика. Полемика. - Л., 1927. 

по культурологии:
1.     Ю. М. Лотман, «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX вв)», М.,1993;
2.     Ю. А. Федосюк, «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века», М., 2001.

по литературоведению:
1.     Ю. М. Лотман, «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь», М., 1988;
2.     П. Вайль, А. Генис, «Родная речь», М., 1991.
3.     Б. М. Эйхенбаум, «Мелодика русского лирического стиха», Пб, 1922.
4.     Ю. Н. Тынянов, «История литературы. Критика». СПб., 2001. (статьи «Архаисты и Пушкин», «Сюжет “Горя от ума”», «О Хлебникове»)
5.     Литературная матрица: учебник, написанный писателями. – в 2 томах. - С-Пб., 2011.
6.     Литературная матрица: учебник, написанный писателями. Внеклассное чтение. С-Пб.,2014
по стиховедению:
1.     М. Л. Гаспаров, «Русский стих 1890-1925 гг. в комментариях», М., 1993;
2.     В. Е. Холшевников, «Основы стиховедения. Русское стихосложение», М.-СПб, 2004;
3.     «Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха», М.-СПб, 2005.

подготовка к олимпиадам:
Л. Л. Бельская, «Литературные викторины», М., 2007.
Л. Л. Бельская, «Викторины по русской литературе XX века», М., 2009;
Е.Д. Волжина, «Олимпиады по литературе: 5-11 классы», М., 2012;
«Литература. Олимпиады». Составители Л.А.Черниченко и Е.Г.Чернышева, М., 2012.
 САЙТ ГИЛЬДИИ СЛОВЕСНИКОВ: задания филологических олимпиад России.
другую литературу и справочные материалы можно найти на информационных порталах:
1. Библиотека по гуманитарным наукам;
2.
 Филологический портал;
3. Русская формальная школа и ОПОЯЗ;
4. Словари.ру;
5. Фундаментальная Электронная Библиотека;
6. Русская Виртуальная Библиотека;
7. Национальный Корпус русского языка.

10 лайфхаков по русскому языку от многократной победительницы 
филологических олимпиад
Информация с сайта https://olimpiada.ru/article/767
1. Решайте задания прошлых олимпиад – они помогут почувствовать ваши «слабые места» (скажем, задачи на этимологию). Тренироваться лучше на том, что выходит с трудом, а не на том, что легко дается.
2. Развивайте общую эрудицию. Главным образом, конечно, лингвистическую (не ограниченную только русским языком), но полезными могут оказаться фоновые знания по истории, географии, культуре. Ключевыми для решения они вряд ли станут, но – особенно в работе с древнерусским текстом – могут очень сильно помочь.
3. Листайте разные словари, обращая внимание на редкие и незнакомые слова. Придумайте, как сделать это занятие интересным (например, хорошая игра – отгадывать слово по толкованию Даля). Знакомство со словарями может пригодиться в самых разных заданиях. Далее  в статье 

            2017-2018 учебный год

10 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по русскому языку 
(о своих фаворитах рассказывает победитель Всероссийской олимпиады школьников 
по русскому языку Николай Филиппов)
Информация с сайта https://olimpiada.ru/article/767

Книги
Зализняк А. А. Из заметок о любительской лингвистике. Первая величина отечественной лингвистики спокойно и методично объясняет, что хорошо, а что плохо, очерчивая границы научного метода в лингвистике. Особенно можно порекомендовать эту книгу тем, кто только начинает свой путь в лингвистике в целом и в русистике в частности: это совершенно незаменимая прививка против ненаучных суждений.
Плунгян В. А. Почему языки такие разные. Основные положения лингвистической науки в максимально простом и доступном изложении для самого широкого круга читателей. Поможет сориентироваться начинающим.
Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. Книга Пешковского полезна не столько даже для изучения собственно синтаксиса, сколько как образец лингвистической мысли вообще.
Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Отличное введение в ту фонетику, которая есть на олимпиадах, но нет в школе. Не все разделы этой книги одинаково понадобятся школьнику, поэтому сверяйте содержание книги с содержанием заданий прошлых лет.
Аванта+. Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10. Энциклопедия написана ведущими в своей области лингвистами. В каждой из небольших статей очень кратко, емко и доступно формулируется сама суть проблемы, что в конечном счете позволяет составить достаточно полное представление о науке в целом.
Беликов В. И., Муравенко Е. В., Алексеев М. Е. Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975. Cборник лингвистических задач, решение которых помогает привить незаменимую на олимпиадах по русскому языку и лингвистике логику мысли.
Лекант П. А., Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. Современный русский литературный язык (академический учебник). Академический учебник русского языка, ни больше ни меньше. Рекомендуется к прочтению.

Полезные интернет-ресурсы
Библиотека литературы Древней Руси. Собрание древнерусских текстов, предназначенных для широкого круга читателей (и поэтому приводимых с рядом упрощений), а переводы в нем приводятся чуть более вольные, чем того требовали бы олимпиадные задания. Однако чрезвычайно полезно для того, чтобы привыкнуть к древнерусскому языку (есть возможность параллельного чтения). 
Национальный корпус русского языка. Корпус русского языка – инструмент для ваших исследований (и все чаще предмет задач на самых разных олимпиадах).
Постнаука. Интересно и доступно, как энциклопедия «Аванта+», только видео.
2015-2016 учебный год

   Биба, Француз и Маёшка… Наверняка многие подумали: «Что за странное название поста?»  А ничего не странное! Это всего лишь детские прозвища поэтов Блока, Пушкина и Лермонтова.  Да-да, и у гениальных людей были клички! 
   У Александра Сергеевича Пушкинабыло целых три прозвища! Воспитанники Царскосельского лицея прозвали его «Французом»,«Обезъяной» и «Тигром». Французом, потому что никто из лицеистов не писал и не говорил по-французски, как Пушкин. Прозвище «Обезъяна» придумал друг поэта, Миша Яковлев, сказавший, что «не Пушкин похож на обезьяну, но обезьяна на Пушкина». Позже Яковлев прозвал его«Тигром». Возможно потому, что, когда он сердился, его походка становилась плавная, а шаги растягивались. В дальнейшем эти два прозвища слились в одно: «помесь обезьяны с тигром».
     Говорят, что Пушкину такое прозвище нравилось. Во всяком случае, он не дрался с одноклассниками и не обижался на них. Да и все лицейские друзья  Пушкина имели клички:
      Кюхельбекер -
«Кюхля»,
  Дельвиг
 - «Тося, Тосенька», Пущин - «Большой Жано», «Иван Великий», Мясоедов - «Мясожоров» или «Мясин».
    Сергей  Вольховский был лучшим учеником. Внешне хрупкий, он имел твёрдую волю и сильный характер. Его звали «Разумница», позже «Суворочка». Горчаков много времени уделял свой внешности. За это был прозван «Франт». Самым отчаянным был Иван Малиновский,  получивший кличку «Козак». Мечтал о море будущий адмирал Фёдор Матюшкин. Его так и прозвали «Плыть хочется».
  Редкий из юнкеров в школе, где учился Михаил Юрьевич Лермонтов, не имел какого-либо прозвища. Лермонтова прозвали «Маёшкой», уменьшительное от Маё — название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа «Notre-Dame de Paris»(«Собор Парижской богоматери»). Маё был изображен в романе горбатым уродом. Разумеется, к Лермонтову не подходило это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним. Михаил Лермонтов был небольшого роста, плотный, широкоплечий и немного сутуловатый. А зимой, в большие морозы, юнкера, поверх мундиров и ментиков надевали шинели. В этой форме будущий поэт действительно казался неуклюжим, что и сам сознавал и однажды нарисовал себя в этой одежде в карикатуре. Впоследствии под именем Маёшки он описал себя в стихотворении «Монго».
   Нежное прозвище Биба было у Александра Алесандровича Блока. Так называла его мама. Блок рос в атмосфере любви и дружбы, его детство было поистине «золотым».
    А вот замкнутый, скрытный Николай Васильевич Гоголь получил в гимназии прозвище «Таинственный карла». Это было связано с тем, что, в отличие от ровесников, у него был абсолютно другой образ мышления и взгляды на жизнь. Гоголь был очень эмоциональной личностью, по его поведению было заметно, что его что-то тревожило, но никто из современников не мог понять, что творится в душе гения. Также одной из версий возникновения прозвища «Таинственный карла» является то, что Гоголь был внешне похож на главного героя сказки В. Гауфа «Карлик нос».
     Трудно сказать, обижался ли в детстве на свою кличку  Антон Павлович Чехов, которого из-за большой остриженной головы в гимназии звали «Бомба». Но вот другое прозвище пришлось ему по душе. 
   В таганрогской гимназии, где учился будущий великий писатель, Закон Божий преподавал весельчак и балагур Федор Покровский, который  любил давать ученикам прозвища. Однажды он развернул классный журнал и произнес:«Антоша Чехонте! » Чехов улыбнулся: прозвище было не обидное и забавное.  
   Став писателем, Чехов послал Покровскому свою книгу «Пестрые рассказы». На заглавном листе стояло – «Антоша Чехонте». Прозвище, данное Покровским, стало первым псевдонимом молодого писателя. (А как известно, вымышленных имен у Чехова было множество. Подробнее об этом можно прочитать в посте Елены Премудрой http://n.csdb62.ru/blog/a/1596-Vyimyishlennyie-imena.html ).
     
       Псевдонимом писателя Александра Грина также стало детское прозвище. Грин - так в реальном училище одноклассники сократили длинную фамилию Гриневский.

1 комментарий: